Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена
скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше
мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции
нервной системы.Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период
подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений
пальцев рук.Необходимость развития активных движений пальцев рук получило
научное обоснование. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать.
Это первейшая забота родителей и педагогов не только старших групп, но и малышей.Влияние мануальных (ручных) действий на развитие
мозга человека было известно еще во веке до нашей эры в Китае.
Хорошим помощником в развитие мелкой моторике
являются необычные «ёжики» Су Джок. Это шарики – массажёры с кольцами внутри. Так как на
ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их
стимуляции является массаж специальным шариком. Его можно катать по пальцам, по
ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук,
что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики
рук.
В каждом шарике есть «волшебное»
колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает
оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой
палец, отвечающий за голову человека.Использование Су Джок массажёра
возможно в любом месте и в любую свободную минутку. Это интересно не только детям,
но и взрослым. Он не имеет противопоказаний к применению, доступен для любого человека:
приобрести его можно в любой аптеке города. При систематическом использовании Су
Джок к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными
и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.Использование самомассажа с
помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании
с сюрпризными игровыми моментами позволяют
использовать их как весёлые непринуждённые
минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность логопедической работы. Занятия
по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут
ежедневно, см приложение № 1.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям
нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь
организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя
развитию речи.
Моторные центры речи в коре головного мозга
человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и
стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует
речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук
ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные
способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и
нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или,
как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе
современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной
системы и головного мозга.Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока»
и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители
видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследование
отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение
многих звуков, а значит развивать речь ребенка.Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать
работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной,
используя разные формы и методы, средства работы.Какими же средствами можно пользоваться для развития мелкой моторики?Хотела бы отметить самое любимое и простое средство – это пластилин
и соленое тесто. Лепка является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц
руки. Мы часто используем пластилин или глину, но в последнее время появился еще
один очень популярный материал – тесто. Во время лепки массируются активные точки
пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие.
К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически
чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно
просто.Следующее средство – это бумага. Самый доступный материал, широко
применяю не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Особенно
детям нравится аппликация. Работу начинаем от простого рисунка во второй
младшей, в старшей группе, выкладываем геометрические фигуры, и до сложного – это
сюжетные картины в подготовительной группе. Также при работе с бумагой, детей привлекает
возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках
– это оригами. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого
искусства в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист
бумаги, за считанные минуты, превращая его в цветы, животных, птиц.Счетными палочками ребята любят играть как в свободное время,
так и на занятиях. Их использую как часть занятия на математике, конструирование.Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками,
пуговицами, бусами. В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы,
мозаики.Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики –
это нитки. Ниткописью мы занимались и раньше. Новым для нас стала аппликация из
нарезанных ниток. Самую первую работу мы сделали в младшей группе «Полянка». Детям
очень понравилась работать с нитками. Работа очень кропотливая, но сколько впечатлений
у детей и их родителей.При помощи всех этих средств у детей развивается мелкая моторика,
усидчивость, дети начинают самостоятельно фантазировать, развивается эстетическое
восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память, что способствует
более эффективной подготовке детей к школе.Самый распространенный вид детского творчества – театрализованная
деятельность. Она понятна и близка ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы
и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел,
и что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Все
мы знаем, что существует несколько видов театра: кукольный, теневой, пальчиковый,
ладошка и еще один театр, мы с ребятами используем это сценический. С помощью театра
можно показать сказки, развивая при этом выразительность речи ребенка, мелкую моторику
рук, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, уверенность.Большое значение для руки имеет развитие графической моторики.
Я уже 5 лет работаю на старших и подготовительных
группах. Опыт работы с прописями накопился большой. Не все прописи подходят для
работы с детьми, и поэтому я собрала весь материал за это время и сделала свою пропись.В старшей группе особое место для развития графической моторики
занимает штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание. Работу выполняем в простых
альбомах. А в подготовительной мы знакомимся с тетрадью в клетку (полгода в крупную,
а с января уже с обыкновенной тетрадью в клетку). Я уделяю большое внимание не написанию
цифр, а рисованию по клеточкам. Очень нравится детям выполнять графический диктант.
За три месяца уже видны результаты. Дети прекрасно ориентируются на листе бумаги.В свою пропись включила много заданий на логическое мышление,
развитие зрительной памяти, пространственному ориентированию.Так же в прописи
есть приложение, которое служит для продуктивной деятельности. Как показывает опыт
работы, развитие графических навыков подготовит руку к письму, научит ориентироваться
как на листе бумаги, так и в тетради, что послужит хорошей базой для успешного обучения
в школе.Как я уже говорила,
что педагоги нашего детского сада уделяют много внимания этой проблеме. Я прочитала
очень много литературы, беседовала с учителями школ и решила внедрить в работу тренажеры
для формирования навыков развития мелкой моторики рук.Много внимания
уделяю работе с родителями. Провели родительское собрание по подготовке детей к
школе. Пригласили на занятия, которые проводим вечером, чтобы родители могли ознакомиться,
чем заниматься с ребенком, что ребенок уже умеет.Возраст 5-6 лет
является наиболее благоприятным для подготовки к школе: ребенок примеряет на себя
роль школьника и с удовольствием сам играет в школу. Поэтому подготовить ребенка
к школьному обучению с помощью игр будет легче.В группе созданы
все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом,
чтобы дети могли свободно выбирать игры и игрушки.В игровой зоне
дети играют с игрушками. В группе на дверных ручках висят цветные шнурки для плетения
косичек; связана подушка, где есть пуговицы, на которые крепятся цветочки, точки
для божьей коровки, шнуровка, кукла с косами.В изобразительном
уголке: игры для развития мелкой моторики, мозаика, конструкторы, счетные палочки,
бусы, скрепки.В театральном
уголке имеется: разные виды театра.Я считаю, что
игры и упражнения являются очень большим (мощным) средством для поддержания тонуса
и работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слуховое
и зрительное восприятие, усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая
деятельность и главной целью этого проекта формируются навыки развития мелкой моторики
рук.Очень хочется,
чтобы проект развивался дальше, а это расширение участников проекта, будут включены
все группы детского сада и может после этого будет организована группа кратковременного
пребывания для старших дошкольников.Есть известное
педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый
успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание на
то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как
гласит пословица: «Верная указка – не кулак, а ласка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий